Собирательство в России

Пример работы ф. Бермана

Кошка с котенком на прогулке

В России частное коллекционирование — как ин­теллектуальная сфера досуга и область научных исследований — имеет давние традиции. В XVIII веке частных собирателей, а иными словами — коллекци­онеров называли забытым сегодня словом — «курьёза­ми», потому что в переводе с французского «curieux» озна­чает «любопытный». На протяжении нескольких столетий наши соотечественники тратили большие средства на при­обретение предметов старины и искусства в России и за границей, покупая их не только в антикварных лавках и магазинах европейских сто­лиц, но и выискивая редкости на аукционах и блошиных рынках во время своих путе­шествий по Италии, Фран­ции, Австрии, Германии. Как правило, коллекционирова­нием занимались те, кто це­нил и понимал искусство, лю­бил книги и интересовался историей. Предметами коллекционирования были рус­ские древности (археология), иконы, старые архивы, руко­писи и старопечатные книги, живопись и графика, мра­морная и бронзовая скульптура русской и западноевро­пейской школ. Широкое распространение получило соби­рательство предметов прикладного искусства и нумизма­тики — фарфора, стекла, «кабинетной» бронзы, художест­венного оружия, мебели, народных костюмов, лубка, раз­ных бытовых вещей русского, западноевропейского и вос­точного происхождения, монет, медалей и др. Иногда на­ряду с серьезными и редкими вещами внимание коллекци­онера привлекали забавные, шутливые, а то и с неожидан­ным подвохом (секретом) произведения искусства или художественного ремесла, ко­торые называли на немецкий лад «кунштюками» (напри­мер, живописные картины-обманки, самодвижущиеся механические фигуры андрои­дов, печатные пряники в виде фигурок людей, птиц и зве­рей, кубки-шутихи). Предметы-кунштюки ценились за не­обычную выдумку, нестандартность внешнего вида и возможность удивить ими других, похвастаться редкой диковинной штучкой.

Анималистическое искусство венских мастеров

Пример работы ф. Бергмана

Птица торгует овощами

В конце XIX — начале XX века в разряд вещей, которые охотно коллекционировали любители пооригинальничать, органично вписалась так называемая «венская бронза», выпускавшаяся австрийской художественной промыш­ленностью. Ее «изюминкой» стала мелкая пластика из ла­туни («венская миниатю­ра») — ярко раскрашенные и удивительно заниматель­ные по художественной ин­триге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкаю­щихся, насекомых, растений и эпатажная в своей эротике камерная скульптура из бронзы, в том числе с «рис­кованными сюжетами», чрезвычайно популярная в чисто мужской среде. Кроме того, бронзовая «кабинетная» скульптура и предметы при­кладного искусства из полихромно патинированной и рас­крашенной латуни, тоже входившие в то время в ассорти­мент «венской бронзы», были хорошо знакомы российскому покупателю. Возможно, многие австрийские вещи, хотя они не были для того времени старинными, стали пред­метами коллекционирования. Но история, за редким ис­ключением, не сохранила имен и каких-либо прямых упо­минаний о российских коллекционерах, собиравших «вен­скую бронзу».

Есть лишь косвенные упоминания в художественной литературе о том, что миниатюрные фигурки анималистического жанра собирали писатель Максим Горький (1868—1936) и композитор, один из авторов первых советских массовых песен, народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978). Из западных знаменитостей с большим почтением и любовью относил­ся к венской миниатюре знаменитый американский писа­тель Эрнест Хемингуэй (1899—1961) и, по слухам, англий­ская королева Виктория (1819—1901). Все они были кол­лекционерами и страстными поклонниками маленьких металлических фигурок и в один голос утверждали, что не­возможно не восхищаться этими необыкновенными по своей привлекательности вещичками, которые отличают­ся идеальным качеством художественного литья и велико­лепной полихромной раскраской.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Поня­тие «венская бронза» — как вербальный термин для обо­значения совершенно конкретных, реально существую­щих вещей австрийского производства второй половины XIX — первой трети XX века активно используется в ан­тикварном и искусствоведческом лексиконе. Но оно от­сутствует в старых и, соответственно, современных спра­вочных изданиях, словарях и профессиональной литерату­ре.

Знаменитую во всем мире, несмотря на ее малые раз­меры, и вовсе недешевую венскую мелкую пластику в ви­де забавных анималистических и человеческих фигурок из раскрашенной латуни и «эротическую бронзу» активно коллекционируют современные любители кунштюков. Существуют крупные частные коллекции «венской брон­зы», насчитывающие от 100 до 150 миниатюрных изделий, в которые попадают лучшие предметы, отобранные со знанием дела, нередко клейменые. По крайней мере, две крупные коллекции венской миниатюры сформированы на антикварном рынке Москвы. Австрийскую «кабинет­ную» малую пластику, выполненную в манере французско­го ар нуво и ар деко, часто преподносят в качестве дорого  и престижного подарка. Особенно ценятся изделия «венской бронзы» с авторской подписью и клеймами таких известных австрийских производителей, как Берман и Бергман. В связи с этим возникают вопросы, относящиеся  к изучению и датировке «венской бронзы», истории ее появления в Австрии и на художественном рынке Европы, а также к расшифровке фабричных клейм.

Подавляющее большинство покупателей и даже специалисты не могут найти в справочных изданиях какую-либо достоверную информацию. Наш ресурс ставит целью собрать всю полезную информацию о венской бронзе и ответить на вопросы с ней связанные.