Собирательство в России
В России частное коллекционирование — как интеллектуальная сфера досуга и область научных исследований — имеет давние традиции. В XVIII веке частных собирателей, а иными словами — коллекционеров называли забытым сегодня словом — «курьёзами», потому что в переводе с французского «curieux» означает «любопытный». На протяжении нескольких столетий наши соотечественники тратили большие средства на приобретение предметов старины и искусства в России и за границей, покупая их не только в антикварных лавках и магазинах европейских столиц, но и выискивая редкости на аукционах и блошиных рынках во время своих путешествий по Италии, Франции, Австрии, Германии. Как правило, коллекционированием занимались те, кто ценил и понимал искусство, любил книги и интересовался историей. Предметами коллекционирования были русские древности (археология), иконы, старые архивы, рукописи и старопечатные книги, живопись и графика, мраморная и бронзовая скульптура русской и западноевропейской школ. Широкое распространение получило собирательство предметов прикладного искусства и нумизматики — фарфора, стекла, «кабинетной» бронзы, художественного оружия, мебели, народных костюмов, лубка, разных бытовых вещей русского, западноевропейского и восточного происхождения, монет, медалей и др. Иногда наряду с серьезными и редкими вещами внимание коллекционера привлекали забавные, шутливые, а то и с неожиданным подвохом (секретом) произведения искусства или художественного ремесла, которые называли на немецкий лад «кунштюками» (например, живописные картины-обманки, самодвижущиеся механические фигуры андроидов, печатные пряники в виде фигурок людей, птиц и зверей, кубки-шутихи). Предметы-кунштюки ценились за необычную выдумку, нестандартность внешнего вида и возможность удивить ими других, похвастаться редкой диковинной штучкой.
Анималистическое искусство венских мастеров
В конце XIX — начале XX века в разряд вещей, которые охотно коллекционировали любители пооригинальничать, органично вписалась так называемая «венская бронза», выпускавшаяся австрийской художественной промышленностью. Ее «изюминкой» стала мелкая пластика из латуни («венская миниатюра») — ярко раскрашенные и удивительно занимательные по художественной интриге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся, насекомых, растений и эпатажная в своей эротике камерная скульптура из бронзы, в том числе с «рискованными сюжетами», чрезвычайно популярная в чисто мужской среде. Кроме того, бронзовая «кабинетная» скульптура и предметы прикладного искусства из полихромно патинированной и раскрашенной латуни, тоже входившие в то время в ассортимент «венской бронзы», были хорошо знакомы российскому покупателю. Возможно, многие австрийские вещи, хотя они не были для того времени старинными, стали предметами коллекционирования. Но история, за редким исключением, не сохранила имен и каких-либо прямых упоминаний о российских коллекционерах, собиравших «венскую бронзу».
Есть лишь косвенные упоминания в художественной литературе о том, что миниатюрные фигурки анималистического жанра собирали писатель Максим Горький (1868—1936) и композитор, один из авторов первых советских массовых песен, народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978). Из западных знаменитостей с большим почтением и любовью относился к венской миниатюре знаменитый американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899—1961) и, по слухам, английская королева Виктория (1819—1901). Все они были коллекционерами и страстными поклонниками маленьких металлических фигурок и в один голос утверждали, что невозможно не восхищаться этими необыкновенными по своей привлекательности вещичками, которые отличаются идеальным качеством художественного литья и великолепной полихромной раскраской.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Понятие «венская бронза» — как вербальный термин для обозначения совершенно конкретных, реально существующих вещей австрийского производства второй половины XIX — первой трети XX века активно используется в антикварном и искусствоведческом лексиконе. Но оно отсутствует в старых и, соответственно, современных справочных изданиях, словарях и профессиональной литературе.
Знаменитую во всем мире, несмотря на ее малые размеры, и вовсе недешевую венскую мелкую пластику в виде забавных анималистических и человеческих фигурок из раскрашенной латуни и «эротическую бронзу» активно коллекционируют современные любители кунштюков. Существуют крупные частные коллекции «венской бронзы», насчитывающие от 100 до 150 миниатюрных изделий, в которые попадают лучшие предметы, отобранные со знанием дела, нередко клейменые. По крайней мере, две крупные коллекции венской миниатюры сформированы на антикварном рынке Москвы. Австрийскую «кабинетную» малую пластику, выполненную в манере французского ар нуво и ар деко, часто преподносят в качестве дорого и престижного подарка. Особенно ценятся изделия «венской бронзы» с авторской подписью и клеймами таких известных австрийских производителей, как Берман и Бергман. В связи с этим возникают вопросы, относящиеся к изучению и датировке «венской бронзы», истории ее появления в Австрии и на художественном рынке Европы, а также к расшифровке фабричных клейм.
Подавляющее большинство покупателей и даже специалисты не могут найти в справочных изданиях какую-либо достоверную информацию. Наш ресурс ставит целью собрать всю полезную информацию о венской бронзе и ответить на вопросы с ней связанные.