В конце XIX — начале XX века в разряд вещей, которые охотно коллекционировали любители пооригинальничать, органично вписалась так называемая «венская бронза», выпускавшаяся австрийской художественной промышленностью. Ее «изюминкой» стала мелкая пластика из латуни («венская миниатюра») — ярко раскрашенные и удивительно занимательные по художественной интриге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся, насекомых, растений и эпатажная в своей эротике камерная скульптура из бронзы, в том числе с «рис¬кованными сюжетами», чрезвычайно популярная в чисто мужской среде.
У истоков
Словосочетание «венская бронза» появилась в начале двадцатого века, почти на 50—60 лет позднее той художественной продукции, которая стала так называться в Австрии и во всей Европе в период модерна. История венской бронзы как оригинального раздела австрийской художественной промышленности началась в буквальном смысле с малого — с фабричного производства из латуни миниатюрных фигурок животных и людей, раскрашенных вручную, которые предназначались для обычного среднестатистического бюргера. Эти миловидные фигурки стали альтернативой существовавшему в Австрии производству дорогой заказной «обстановочной бронзы» (мебели, осветительной арматуры, декоративных изделий), использовавшейся для обстановки интерьеров резиденций высших чинов, аристократов и императора. Из материалов Всемирной парижской промышленной выставки 1867 года видно, что австрийские интерьерные предметы из позолоченной бронзы могли составить конкуренцию аналогичным французским образцам. Так, обозреватель этой выставки утверждает, что «фабрикация бронзовых изделий в Вене достигла высокого развития» и «в художественном отношении венские вещи не уступают лучшим парижским изделиям». В качестве примера он отмечает отличною качества продукцию лучших венских фабрикантов бронзы Д. Голленбаха, Гануша и Дзедзинского, чьи люстры, канделябры и лампы для газового освещения были сделаны по рисункам известных столичных архитекторов. Вена, как один из старейших художественных европейских центров и средоточие мировой музыкальной культуры, ювелирного, мебельного и фарфоровою искусства, была давним соперником Франции в борьбе за звание «первой столицы мира» и законодательницы красоты и моды.
В начале XX века под «венской бронзой» подразумевались не эксклюзивные предметы роскоши из золоченой бронзы для аристократического класса, а широкий ассортимент художественных «кабинетных» изделий, выпускавшихся на фабриках по промышленным каталогам. Это емкое собирательное понятие не было придумано художниками или фабрикантами, а было простым заимствованием названия из специализированной литературы.
«Желтые литейщики»
Венскую бронзу» — скульптурную миниатюру, жанровые композиции в духе «ориенталь», «кабинетную» эротическую бронзу «с секретом» обожали и коллекционировали самые широкие слои населения с самого начала их производства в Австрии. Именно эти наиболее коммерческие виды продукции «венской бронзы» были knoy-hoy австрийской художественной промышленности, не имели конкурентов на мировом рынке и составляли важную статью зарубежного экспорта. Всемирные художественно — промышленные выставки, проводившиеся в европейских столицах и крупных городах мира, способствовали росту известности и все большему распространению в разных странах продукции венских литейных производств.
Одна из особенностей австрийских предприятий, занимавшихся художественным литьем изделий из медных сплавов, заключалась в том, что они одновременно отливали предметы из латуни и из бронзы. Поэтому, когда речь идет о венских изделиях из металла желтого цвета, следует помнить, что предметы миниатюрной анималистической пластики, фигурки людей, небольшие жанровые композиции в манере «ориенталь» и такие функциональные вещи, как, например, настольные светильники, пепельницы или чернильницы, в подавляющем большинстве отлиты из желтой меди, то есть латуни. «Кабинетная скульптура» ар нуво и «эротическая бронза» могли быть выполнены из позолоченной латуни или патинированной бронзы, скульптурную пластику ар деко, как правило, отливали из бронзы, зачастую используя дорогую хрисоэлефантинную технику. В целом же за всей продукцией, независимо от материала изготовления, закрепилось общее название «венская бронза», что впоследствии создало известную путаницу.
В 1991 году в Институте технических исследований в Вене по просьбе Эрнста Храбалека (Ernst Hrabalek), нового владельца одной из старейших венских фабрик, специализировавшейся на выпуске самых разных предметов «венской бронзы», и автора альбома «Венская бронза» (1991 г.), была проведена экспертиза химического состава нескольких антикварных предметов — анималистических фигурок второй половины XIX века с клеймом фабрики Бермана, которая показала, что они отлиты из высокого качества желтой меди — латуни, состоявшей почти из 50% меди и 50% цинка. Неслучайно в своем профессиональном кругу производители «венской бронзы» называли себя не бронзовщиками, а «желтыми литейщиками». Латунь для них была более дешевым и технологически идеальным материалом, позволявшим решать самые сложные художественные задачи.
Согласно промышленному справочнику «Vienna Bronze» за 1910 год, в Вене тогда насчитывалась 41 фабрика по изготовлению крашеных фиг урок и самых разных камерных предметов «кабинетной бронзы». Многие венские художники тесно сотрудничали с владельцами литейных предприятий. Работая непосредственно на производстве, они создавали рисунки, эскизы, проекты и бесчисленное множество моделей для всех видов «венской бронзы», ставшей художественным товаром массового спроса, венских фабрикантов были свои отраслевые союзы — ассоциация «Бронзовщик» и объединение «Чеканщик».
Популярность «венской бронзы» во всем мире держалась почти три десятилетия. В 1900—1920-е годы, правда, с небольшими перерывами, официальным ежемесячным печатным органом венских «желтых литейщиков» был журнал «Weiner Bronze», который активно рекламировал товар столичных предприятий, печатал списки самых крупных производителей-литейщиков, сообщал важные производственные новости и освещал хозяйственно-экономическую деятельность. Он также разъяснял необходимость введения патентной марки «WBK», которая должна защитить продукцию венских промышленников от подделок. С середины 1900-х годов название журнала стало синонимом профессионального понятия «желтые литейщики» и распространилось на весь ассортимент их художественной продукции из латуни и бронзы. Термин «венская бронза» стал для того времени обозначением целой самостоятельной области в австрийской художественной промышленности. Однако, несмотря на всю широту смыслового и производственного диапазона, понятие «венская бронза» не распространялось на изделия знаменитых «Венских мастерских» («Wiener Werkstätte»), выполненных в особой манере «венского модерна» и имевших свой фирменный знак «WW».
«Венские мастерские», организованные в 1903 году художниками Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером при поддержке банкира Ф.Верндорфа, были объединением архитекторов, художников и ремесленников. Они имели собственные производственные мастерские, художественные ателье, магазины по продаже изделий прикладного искусства. При них была создана организация молодых художников, писателей и музыкантов Художники «Венских мастерских» занимались оформлением интерьеров, производством мебели, авторских изделий из керамики , стекля, текстиля, металла, которые они выполи присущей каждому из них творческой манере Боле того объединение ставило своей целью пропагандировать имена тех австрийских художников, которые входили в его состав (или тесно с ним сотрудничали), и искать инвестиции для решения творческих задач, связанных с деятельностью «Венских мастерских». Деятельность этого объединения, своего рода художественной производной «Венского Сецессиона», хотя и оказывала значительное влияние на формирование стилевых приоритетов в австрийской промышленности начала XX века, все-таки находилась в русле собственного оригинального стиля (венского модерна), результатом которого были выставочное авторское искусство и промышленный дизайн. Программной установкой для «Венских мастерских» была попытка компромисса между персонифицированным авторским искусством и возможностью его промышленного тиражирования с сохранением «элитарной культуры ремесла» и качеств индивидуальной авторской работы. Неправомерно относить к «венской бронзе» и австрийские декоративно-прикладные изделия, изготовленные разными предприятиями из железа, олова, цинка, свинца, хотя в экономически неблагоприятные периоды венские литейщики отливали ограниченный ассортимент анималистических фигурок из чугуна, шпиатра и делали их из папье-маше. Сегодня этих вещей сохранилось мало, так как их выпускали в небольшом количестве в связи с форс-мажорными. ситуациями в венском производстве. Такие вещи считаются более редкими и коллекционными, нежели их аналоги, исполненные в обычном материале, хотя, конечно, степень сохранности изделия имеет немаловажное значение при их поступлении в частные коллекции. Например, шпиатровые вещи, безусловно, более дешевые, чем латунные, не подвергались грунтовке поверхности перед покраской, поэтому до наших дней плохо сохранились, потеряв большой процент первоначального красочного покрытия. Вещицы из папье-маше, возможно, есть в частных коллекциях, но на современном рынке они практически не встречаются.