Бруно Зах (Zach Bruno; 6 Мая 1891 – 20 Февраля 1945 ) — австрийский скульптор, работавший в Вене и Берлине, в связи с чем в его творчестве выделяют два периода — венский (1918—1925) и берлинский (1925—1935).

Происхождение

Пример работы Б.Заха

Танцовщица. Ар деко.

Бруно Зах – наряду с Й.Лоренцлем – один из самых признанных австрийских художников в жанре ню и эротической пластики. Период их творческой активности пришелся на время модерна и ар деко, что во многом способствовало расцвету и известности «венской бронзы». О его ранней жизни известно мало. Бруно Зак родился в Житомире, в Украине. В юном возрасте эмигрировал в Австрию и учился в Венской академии под руководством скульпторов Ханса Биттерлиха (1860-1949) и Йозефа Мюллера (1879-1968).

Достижения

Пример работы Б.Заха

Девушка с хлыстом

Бруно Зах считался большим мастером очень откровенной эротики в скульптуре малых форм. Он работал не только в Вене, но и в Берлине, где создал много портретных скульптур хорошо знакомых ему представительниц столичного полусвета. Изображал он обычно женщин в подчеркнуто надменной и горделивой позе, что явно ассоциировалось с расхожим понятием «современная амазонка».
Его героини могли быть показаны в шокирующем виде, например, в неглиже (в пижаме, бюстгальтере или трусиках), что способствовало, по его мнению, более точной передаче внутреннего состояния персонажа. Фотографическая точность в изображении внешнего вида и костюма его современниц, проявлявшаяся в показе определенной конституции женской фигуры, конкретной модели женской стрижки, оригинальном фасоне туфель, башмаков или особом крое одежды, делает его скульптуру еще и ярким документом ушедшей эпохи первых десятилетий XX века. Иногда его женские фигуры, показанные в чувственно привлекательных позах, носят ассоциативное название. Например, скульптурное изображение обычной официантки с эротическим подтекстом пластического решения получило весьма откровенное название «Соус барбекю». Как и многие другие художники, Б. Зах работал с бронзой по принципу декоративного контраста золоченой и патинированной поверхности предмета со вставками из слоновой кости Скульптуру он всегда подписывал четкой и и крупной подписью «Zach», «Bruno Z.», «Bruno Zach».