Петр Терещук (Peter Tereszczuk, 1875—1963) — известный венский художник и скульптор малых форм, широко использовавший в своих скульптурных работах хрисоэлефантинную технику.

Биография

Сегодня его считают одним из самых ярких представителей «венской бронзы» первой трети XX века. Его имя хорошо знакомо не только специалистам, коллекционерам, но и всем любителям искусства.

Пример работы П.Терещука

Пьеро и Коломбина

На протяжении своей долгой творческой жизни пробовал себя как живописец — реставрировал архитектурные памятники, разрушенные во время Второй мировой войны. Родился П.Терещук в 1875 году в г.Выбудов (Wybudow) на территории Галиции. С 1893 по 1899 годы учился в Школе искусств и ремесел (сегодня Университет прикладных искусств) в Вене, по окончании которой получил специальность скульптора. Некоторое время преподавал, занимая должность профессора скульптуры, в учебных заведениях Богемии (Чехия), затем вернулся в Вену, где занялся творческой работой, будучи уже «свободным» художником. Удачный старт в профессиональной деятельности, во многом обеспеченный совместной работой с венским литейщиком, владельцем художественной студии-мастерской У. Ульрихом, быстро сделал П. Терещука известным художником «венской бронзы».

Творческая деятельность

Пример работы П. Терещука

Пьеро

Его работы любили за сентиментальную обаятельность девичьих образов, лиричность женских изображений и остроту психологической трактовки детских персонажей. Часто камерную пластику, в первую очередь бюсты с изображением детей, юных девушек и молодых женщин, заказывали скульптору представители высшего общества, и он выполнял ее, точно соблюдая портретное сходство. Во многих случаях его бронзовая скульптура и утилитарные изделия со скульптурным декором (или рельефом) имели костяные детали. П.Терещук использовал слоновую кость, а позднее и айворин, как правило, для моделирования лица и шеи в скульптуре, что делало ее более правдоподобной и «живой», чем этот же вариант, выполненный в позолоченной или патинированной бронзе. Когда «кабинетные» изделия были рассчитаны на возможное студийное тиражирование, и скульптор изображал обычные детские или взрослые фигуры, то в качестве моделей выступали знакомые крестьяне, жившие в предместьях Вены, и его собственные дети — две дочери-близнецы и сын. Во многих настольных электрических и гардинных звонках, пепельницах, письменных приборах, лотках, печатях, декоративных вазочках, шкатулках, имеющих скульптурные изображения, и небольших «кабинетных» скульптурах и бюстах они запечатлены в разном возрасте. Так же, как и другие собратья по цеху, предпочитавшие работать с бронзой как с самым коммерческим материалом, П.Терещук основное внимания уделял изготовлению скульптуры, но с не меньшим удовольствием он проектировал и самые разные бытовые вещицы. Одна из его важных заслуг — активное введение скульптурных изображений, часто с использованием кости или айворина, в художественное решение обычных повседневных предметов. Диапазон его творческой деятельности был чрезвычайно широким — от скульптур танцовщиц и персонажей итальянской комедии дель арте, изображений Мадонны, письменных принадлежностей, настольных в ламп и вещей дамскою обихода до мелких предметов быта и конфетной тары по заказу кондитерских магазинов.
Его работы в большом количестве экспортировались в страны Северной и Южной Америки и даже в далекую Австралию. Работы Терещука просты по содержанию и ясны по стилю. Все они выполнены в модерне или в манере ар де-ко. Его вещи легко атрибутируются, так как обязательно имеют авторскую маркировку в виде фамилии скульптора, обычно нанесенной курсивом «P.Tereszczuk». В отличие от большинства своих коллег П.Терещук не скромничал — не скрывал, что считает себя талантливым художником, открыто гордился своими работами и поэтому особенно тщательно следил за сохранением на предметах авторской подписи при переводе своих моделей в бронзовые или латунные отливки. Именно на его изделиях всегда есть фабричные клейма, которые позволяют определить, какое конкретно производство или какое художественное ателье выполнило ту или иную отливку по модели скульптора. Большое количество работ П.Терещука в первой трети XX века отливали в латуни и бронзе Артур Рубинштейн («Ателье венской бронзы») с клеймом из монограммы «AR» (Артур Рубинштейн) в квадратной рамке, а также студия «Терещук—Ульрих» в период их совместной работы в 1905—1910-х годах, с клеймом из двух букв «TU» (Терещук—Ульрих) в прямоугольном щитке. Сам П.Терещук отливал свои вещи в собственной мастерской с клеймом «Wiena Tereszczuk». Его работы до сих пор актуальны для престижного делового подарка, коллекционирования или украшения интерьера.